Одним из хороших приёмов является выделение персонажа в толпе. Типичной ситуацией будет, когда кадр начинается с показа толпы, герой пробирается сквозь неё, выходит на передний план и становится основным объектом внимания. Такой приём создаёт ощущение, что во вселенной истории этот персонаж наиболее важный среди всех. Здесь важно, чтобы рядом с эти героем не было отвлекающих людей из массовки, людей с необычной внешностью, чрезмерно высоких и так далее. Обычно для таких кадров используются немного верхние ракурсы.
Интересным приёмом является появление персонажа на фоне. То есть происходит какое-то событие на переднем плане и в один момент на фоне кто-то входит в кадр. Одним из вариантов такого приёма возникает, если применить движение камеры, которое в финальной точке открывает персонажа на фоне. Здесь важно обратить внимание на 2 момента: если изначально начать плавное движение камеры, то зритель может предчувствовать чьё-то появление, поэтому для создания "неожиданности" для переднепланового персонажа, нужно движение камеры приберечь до самого последнего момента. Так же работает и с композицией. Если применить статичный кадр и оставить пространство для персонажа на фоне (особенно если там есть дверь например), зрителем может раньше времени считаться, что кто-то войдёт. Но можно поиграть и с разрушением ожиданий, например переднеплановый персонаж посматривает на дверь на фоне, а его недруг появляется сзади.
Такой приём сложно назвать появлением в сцене в прямом смысле, но с точки зрения зрительского восприятия работает именно так. Например актёр стоит спиной к зрителю, мы не видим его лица и можем лишь догадываться, что у него на уме, а после нескольких фраз поворачивается на камеру и мы чётко видим его эмоции и мимику, именно этот момент будет считывается появлением. Это своего рода смысловое появление, появление считываемости его эмоций. Такой приём отлично можно разнообразить и усилить подходом к камере персонажа на свой крупный план, или небольшим наездом камеры. Что важно заметить, такой приём отлично работает в ситуациях, когда у героя произошли какие-то внутренние изменения, а зритель их ещё не знает.
- Появление из-за движущегося объекта
Частым приёмом появления персонажа в сцене, является использование движущихся объектов. Например, открытие двери, за которой персонаж, подъём ставней, проезжающая по переднему плану машина, проходящая группа туристов и так далее. Здесь важно обратить внимание, что основной персонаж должен быть чётко выделен и ясен, ничто не должно от него отвлекать. Движение камеры тоже стоит применять с умом, зритель должен считать появление и самого персонажа, поэтому имеет смысл сделать статику в этот момент.
- Исчезновение с преградой для камеры
Суть приёма проста, персонаж в кадре создаёт какую-то визуальную преграду для камеры, например закрывает окно, дверь, поднимает окно в машине и уезжает и так далее. Идея этого приёма в чём: герой с помощью такого действия "изолируется" от предыдущего смыслового блока истории. Отлично это скомбинировать с наездом камеры. То есть камера как бы хочет продолжить историю, движется в неё, ей интересно, а герой закрывает дверь и создаёт преграду, он не хочет развивать это.
Такой приём отлично работает в ситуации, когда в одной локации необходимо снять 2 сцены подряд. Чтобы между ними не создавалась пауза, можно объединить уход одного персонажа с появлением другого. Например, мы показываем то, что один герой направляется к выходу, кадр является POV оставшегося персонажа, и внезапно сбоку на крупный план входит другой персонаж. Сцены визуально перетекли одна в другую без пауз.
- Уход с профиля с панорамой в спину
Этот приём работает больше как финальный уход персонажа из истории. Смысл в том, что мы начинаем кадр с профиля героя, некоторое время движемся с ним, а после камера плавно останавливается и панорамирует герою в спину. Важно дать чуть больший хвост для ухода, чтобы идея считалась. Ещё ОЧЕНЬ усиливает этот эффект, если во время движения в профиль происходит наезд на персонажа. То есть мы как бы приближаемся к состоянию персонажа, показываем, что он испытывает теперь, пройдя через историю и когда она для него уже заканчивается. Ещё стоит обратить внимание и на пространство. Отлично усилит приём, если на профиле за героем ограниченное пространство, а в моменте ухода и панорамы в спину открывается перспектива. То есть так возникает ощущение, что перед героем вместо одного пути истории, по которому он шёл, открывается много дорог. Отличный приём для финального ухода персонажа.
Можно использовать смену траектории персонажей, как элемент входа, или выхода из сцен. Например камера движется с боку от героев, снимая их диалог, по завершению которого камера останавливается, а один из персонажей меняет свою траекторию и выходит из кадра рядом с камерой. То есть смена траектории движения работает как смысловая точка.