EV notes

Появление и исчезновение персонажей в сцене

выдержка из книги "Master Shots"
  • Появление в толпе
Одним из хороших приёмов является выделение персонажа в толпе. Типичной ситуацией будет, когда кадр начинается с показа толпы, герой пробирается сквозь неё, выходит на передний план и становится основным объектом внимания. Такой приём создаёт ощущение, что во вселенной истории этот персонаж наиболее важный среди всех. Здесь важно, чтобы рядом с эти героем не было отвлекающих людей из массовки, людей с необычной внешностью, чрезмерно высоких и так далее. Обычно для таких кадров используются немного верхние ракурсы.


  • Появление на фоне
Интересным приёмом является появление персонажа на фоне. То есть происходит какое-то событие на переднем плане и в один момент на фоне кто-то входит в кадр. Одним из вариантов такого приёма возникает, если применить движение камеры, которое в финальной точке открывает персонажа на фоне. Здесь важно обратить внимание на 2 момента: если изначально начать плавное движение камеры, то зритель может предчувствовать чьё-то появление, поэтому для создания "неожиданности" для переднепланового персонажа, нужно движение камеры приберечь до самого последнего момента. Так же работает и с композицией. Если применить статичный кадр и оставить пространство для персонажа на фоне (особенно если там есть дверь например), зрителем может раньше времени считаться, что кто-то войдёт. Но можно поиграть и с разрушением ожиданий, например переднеплановый персонаж посматривает на дверь на фоне, а его недруг появляется сзади.


  • Поворот на камеру
Такой приём сложно назвать появлением в сцене в прямом смысле, но с точки зрения зрительского восприятия работает именно так. Например актёр стоит спиной к зрителю, мы не видим его лица и можем лишь догадываться, что у него на уме, а после нескольких фраз поворачивается на камеру и мы чётко видим его эмоции и мимику, именно этот момент будет считывается появлением. Это своего рода смысловое появление, появление считываемости его эмоций. Такой приём отлично можно разнообразить и усилить подходом к камере персонажа на свой крупный план, или небольшим наездом камеры. Что важно заметить, такой приём отлично работает в ситуациях, когда у героя произошли какие-то внутренние изменения, а зритель их ещё не знает.


  • Появление из-за движущегося объекта
Частым приёмом появления персонажа в сцене, является использование движущихся объектов. Например, открытие двери, за которой персонаж, подъём ставней, проезжающая по переднему плану машина, проходящая группа туристов и так далее. Здесь важно обратить внимание, что основной персонаж должен быть чётко выделен и ясен, ничто не должно от него отвлекать. Движение камеры тоже стоит применять с умом, зритель должен считать появление и самого персонажа, поэтому имеет смысл сделать статику в этот момент.


  • Исчезновение с преградой для камеры
Суть приёма проста, персонаж в кадре создаёт какую-то визуальную преграду для камеры, например закрывает окно, дверь, поднимает окно в машине и уезжает и так далее. Идея этого приёма в чём: герой с помощью такого действия "изолируется" от предыдущего смыслового блока истории. Отлично это скомбинировать с наездом камеры. То есть камера как бы хочет продолжить историю, движется в неё, ей интересно, а герой закрывает дверь и создаёт преграду, он не хочет развивать это.


  • Смена сцен
Такой приём отлично работает в ситуации, когда в одной локации необходимо снять 2 сцены подряд. Чтобы между ними не создавалась пауза, можно объединить уход одного персонажа с появлением другого. Например, мы показываем то, что один герой направляется к выходу, кадр является POV оставшегося персонажа, и внезапно сбоку на крупный план входит другой персонаж. Сцены визуально перетекли одна в другую без пауз.


  • Уход с профиля с панорамой в спину
Этот приём работает больше как финальный уход персонажа из истории. Смысл в том, что мы начинаем кадр с профиля героя, некоторое время движемся с ним, а после камера плавно останавливается и панорамирует герою в спину. Важно дать чуть больший хвост для ухода, чтобы идея считалась. Ещё ОЧЕНЬ усиливает этот эффект, если во время движения в профиль происходит наезд на персонажа. То есть мы как бы приближаемся к состоянию персонажа, показываем, что он испытывает теперь, пройдя через историю и когда она для него уже заканчивается. Ещё стоит обратить внимание и на пространство. Отлично усилит приём, если на профиле за героем ограниченное пространство, а в моменте ухода и панорамы в спину открывается перспектива. То есть так возникает ощущение, что перед героем вместо одного пути истории, по которому он шёл, открывается много дорог. Отличный приём для финального ухода персонажа.


  • Смена траектории
Можно использовать смену траектории персонажей, как элемент входа, или выхода из сцен. Например камера движется с боку от героев, снимая их диалог, по завершению которого камера останавливается, а один из персонажей меняет свою траекторию и выходит из кадра рядом с камерой. То есть смена траектории движения работает как смысловая точка.
Предыдущий пост
Съёмка погонь